Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

О нас говорит «Коммерсантъ». Отечество на связи

21 / 10 / 2016

Российские производители телекоммуникационного оборудования стремятся поймать волну импортозамещения и получить хорошие контракты. Но клиенты пока с осторожностью относятся к отечественным вендорам. В следующем году поставщики имеют хороший шанс показать, чего удалось достичь за последние годы. На выставке "Связь-2017", которая пройдет 25-28 апреля в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне, будет специальная секция, посвященная российским производителям телеком-оборудования.

По данным Национального исследовательского университета ВШЭ, в 2014 году доля российских производителей на рынке оборудования для предоставления услуг связи не превышала 12%. Исследователи просчитали два сценария импортозамещения в этой области, по которым в ближайшие годы отечественные поставщики могут занять от 42% до 65% рынка. Какой из сценариев реализуется? Это зависит во многом от действий регуляторов, от закупок крупнейших операторов РФ, а также от самих поставщиков оборудования. Ведь если качество продуктов соответствует требованиям клиентов, то проблем с контрактами не будет.

Константин Анкилов, аналитик TMT-Consulting, говорит, что в сегменте программно-аппаратных комплексов для связи российские производители давно уже заняли отдельные сегменты рынка, в первую очередь это оборудование для передачи данных. "Выйти в крупнейшие сегменты, в первую очередь решений для мобильной связи, у российских вендоров, к сожалению, не получается. Попытки были. Но пока отечественные разработчики не в состоянии предложить альтернативу зарубежному многомиллиардному R&D",— добавляет он.

При этом заказчики в целом готовы к тому, чтобы покупать отечественное — это как минимум снижает валютные риски. Один из крупнейших клиентов на этом рынке — оператор "Ростелеком" — объявил о том, что треть закупленного им в 2015 году оборудования было отечественным. Речь идет о системах спектрального уплотнения CWDM/DWDM на региональных сетях и об оборудовании для сетей IP/MPLS уровня Aggregation Router, Demarcation Router. Начиная с 2013 года "Ростелеком" закупает оборудование и ПО отечественной компании "Натекс". Сумма контрактов по этим закупкам к началу 2016 года достигла 880 млн руб. На этом компания, которая ежегодно тратит на оборудование десятки миллиардов рублей, не останавливается и планирует увеличивать долю отечественных поставщиков в своих закупках. В текущем году контракт на поставку роутеров для GPON на сумму $17,4 млрд получила российская компания "Элтекс". "Ростелеком" — якорный клиент этого поставщика и закупает половину выпускаемой им продукции.

Регуляторы также способствуют развитию бизнеса российских компаний. Помимо уже принятых правил о том, что отечественному оборудованию должен отдаваться приоритет при госзакупках, идет обсуждение и других инициатив. В частности, "Ъ" в сентябре рассказал о проекте "дорожной карты" по импортозамещению телеком-оборудования на 2016-2020 годы (подготовлена в рамках работы подгруппы "ИТ + Суверенитет"). Одна из целей, описанных в документе,— переход российских операторов к 2020 году на 85% отечественного телекоммуникационного оборудования. Среди прочих мер "дорожная карта" предлагает ввести с 2017 года законодательный запрет даже для частных телекомов использовать зарубежную технику и ПО в некоторых сферах деятельности. Например, "при накоплении статистических данных, проверке, анализе и фильтрации сетевых пакетов по их содержимому (DPI)" или оказании услуг госструктурам. Запрет на закупку импортного оборудования (при наличии отечественных аналогов) должен распространяться по замыслу создателей документа также на госорганы и компании с госучастием. Впрочем, участники рабочей группы позже сообщили, что проект пока еще сырой и требует доработки и что импортозамещение не должно быть директивным. Но если предпринять ряд действий, то к 2020 году 50% продаваемого оборудования в России будет отечественного производства. На это и нацелена "дорожная карта".

"Стимулирование импортозамещения может помочь отдельным рыночным сегментам, но в крупнейших с точки зрения поставок и закупок сегментах отечественная промышленность не сможет предложить альтернатив, которые не привели бы к ухудшению качества связи на массовом рынке. Соломоново решение — производство в СП на территории России. Рынок прошел этот пусть 15 лет назад, но за пределы отдельных сегментов телеком-оборудования российские производители так и не вышли",— комментирует инициативы регуляторов Константин Анкилов.

Отечественные производители со своей стороны стараются подтянуть качество. Владимир Калинин, советник руководителя Федерального агентства связи, говорит, что к настоящему моменту уже можно говорить о готовности оборудования, произведенного в России, к замещению импортных аналогов на территории нашей страны и наличии у производителей решений для организации экспорта. Он комментирует: "Важно отметить, что растет число именно российских производителей, когда технологии, производственные мощности, специалисты, лаборатории находятся в России, без каких-то ухищрений с размещением одно лишь представительства и переклейкой лейблов на собранных в Китае образцах. Таким образом, да, российское оборудование и производители готовы заместить импортные аналоги. По причине достаточно быстрого устаревания отдельных элементов сетей связи можно сказать, что российские компании готовы заменить более половины компонентов на аналоги с отметкой "сделано в России", в отдельных категориях имеющиеся технологии позволяют заместить более 80% от всей линейки. Успешные примеры относятся к модемам, роутерам, коммутаторам, а также оборудованию для IPTV и VOIP".

Леонид Хозин из службы внешних коммуникаций АО "Объединенная приборостроительная корпорация" (входит в ГК "Ростех") уверен, что российские производители готовы заместить импортное оборудование в полном объеме. "На территории РФ сегодня производится все необходимое операторам оборудование коммутации и маршрутизации, магистрально-образующее оборудование, серверные решения. Это продукты разных компаний — как собственные, так и локализованные, на основе которых может быть сформировано единое комплексное предложение, закрывающее потребности операторского рынка.

Это реальное оборудование, которое доказало свои возможности и уже поставляется на рынок. Из заметных разработчиков можно назвать компании "Т-платформы", Т8, ряд наших компаний, в том числе "Масштаб" и "Булат",— рассказывает он.— Бытует мнение, что сегодня российские производители не в состоянии закрыть ряд сегментов. Например, не производят оборудование для построения оптических высокоскоростных систем передачи данных. Однако это не так. В качестве примера можно привести отечественную DWDM-платформу "Волга". Это оборудование современного уровня, на котором установлен ряд мировых рекордов по скорости передачи данных на большие расстояния — это факт, который официально зафиксирован".

В контуре ОПК ведутся разработка и производство коммутаторов, маршрутизаторов, IP АТС, серверов и СХД. Весной было создано совместное предприятие с "Ростелекомом", которое осуществляет разработку широкого спектра оборудования для операторов связи с учетом их требований. В активе ОПК на сегодня порядка 40 образцов доверенного телеком-оборудования. Это не только серийные образцы, но и перспективные продукты, которые находятся в высокой степени готовности и увидят свет уже в 2017-2018 годах.

Кирилл Шишков, начальник отдела рекламы и PR компании T8, говорит, что еще недавно о существовании российского оборудования знали только те, кто его разрабатывал, и небольшое количество заказчиков. "Качество нашего оборудования, под этим мы понимаем количество часов наработки на отказ, не уступает зарубежному,— говорит он.— По функциональности идет непрерывная работа — да, "плюшек" у нас нет, но оборудование отвечает необходимым требованиям заказчиков, в том числе такого требовательного клиента, как "Ростелеком". С поддержкой у нас ситуация лучше, чем у многих зарубежных вендоров, мы гораздо более оперативны и часто предоставляем услуг больше, чем прописано в договорах. По количеству сервисных центров не будем сравнивать, поскольку у нас несравнимо меньшие объемы продаж. Будут такие же продажи — будем расширять сервисную сеть. Если по итогам тестов бывают замечания, оперативно исправляем. Все наше оборудование сертифицировано, при необходимости проходим зарубежную сертификацию, например одного из законодателя мод оборудования для дата-центров Brocade".

Т8 работает в довольно узком сегменте рынка: разрабатывает системы спектрального уплотнения для волоконно-оптических сетей. Основной заказчик компании — оператор "Ростелеком", не так давно в список клиентов добавился Сбербанк, ведутся переговоры с зарубежными компаниями. Ключевой продукт Т8 платформа "Волга" активно конкурирует с аналогичными системами одного из самых агрессивных игроков на российском рынке — компании Huawei. "Объем нашего бизнеса не позволяет сильно расширять свою линейку, у нас нет ресурсов на это. Наше основное направление — российское транспортное оборудование для магистральных волоконно-оптических сетей, в данном сегменте мы можем заменить любого зарубежного вендора. Причем по лучшей цене и качеству",— объясняет Кирилл Шишков.

На предстоящей выставке "Связь-2017" Т8 покажет рабочие стенды, в составе которых будет новейшая плата 400 Гб/с мукспондера. "Это уникальное для России оборудование, и мы рассчитываем на интерес со стороны дата-центров,— рассказывает Кирилл Шишков.— Помимо высоких скоростей мы покажем новое низкоскоростное оборудование — агрегатор медных портов. В рамках собственной программы "импортозамещения" в планах стоит показ модификации 400 Гб/с блока на собственном оптическом модуле. Это импортные компоненты, но только модуль нашей собственной разработки".

Компания "Натекс", которая ежегодно участвует в выставке "Связь", в следующем году планирует обновить линейку Ethernet-коммутаторов, показать на мероприятии новые модели для различных сегментов.

Сегодня в госреестре отечественных производителей телеком-оборудования 18 компаний. Многие из них наряду с упомянутыми выше Т8, "Натекс" и "Элтекс" представят свою продукцию на "Связи-2017" и получат возможность убедить в качестве своей продукции новых клиентов.

Источник: Коммерсант.ru. "Информационные технологии". Приложение №190 от 13.10.2016, стр. 14


Поделиться: